ЛЮДИ В ИНДУСТРИИ

Быть кинокомпозитором. От игнора до «Золотого орла»

Интервью с кинокомпозитором Дмитрием Селипановым
люди в индустрии
Быть кинокомпозитором. От игнора до «Золотого орла»
Интервью с кинокомпозитором Дмитрием Селипановым
«Многие люди психологически ломаются на отсутствии фидбека от мира.Ты что-то шлешь, а ничего не возвращается. Никто не отвечает, никто не дает советов. Твои письма улетают в бесконечность...»
Дмитрий Селипанов — кинокомпозитор, лауреат премии «Золотой орёл», рассказал, как он справлялся с неуверенностью, игнорированием, как получил первую работу и пришел к крупным проектам. Беседа получилась настолько насыщенной, что пришлось разделить интервью на две части. Вопросы задает наша Фея контента — Полина Урсу.

Дима, cудя по твоим соцсетям, номинация и премия «Золотой орёл» стали неожиданностью. Скажи, для тебя премии имеют значение?

Наверное было бы неправильно сказать, что мне это совсем безразлично, но много об этом я не думаю. Я считаю, что главным мерилом является не оценка академии или людей, которых я лично не знаю. Главное — это собственная оценка и мнение ограниченного круга лиц, которых я считаю профессиональными, и к мнению которых я бы прислушивался.

А как насчет примеров? Чья оценка могла бы вызвать у тебя реакцию: «ого, вот это круто!»

В свое время, когда я только начинал, мне заказали написать цикл песен на стихи Цветаевой для оркестра. Его услышал композитор Артемьев и очень меня похвалил. Мы встречались лично, он хорошо отзывался о моей музыке и сказал много приятных слов. Я был ещё совсем неопытный, и поддержка такого уровня метра в нашей стране психологически очень помогает. Но вообще у меня есть постоянное внутреннее ощущение неудовлетворенности. На него могут повлиять внешние обстоятельства, но целиком оно не уходит никогда. То есть не бывает такого, что «ну наконец-то все хорошо!»

Как ты понял, что хочешь связать жизнь с музыкой?

У нас в семье нет музыкантов, но все очень любят музыку, поэтому в доме она играла постоянно. Было фортепиано, вокруг которого я все время крутился, подбирал на слух, пел, играл на барабане.
Есть ужасные записи, на которых я, в детстве, стою в огромных солнечных очках, играю и пою Битлз. Это было мое базовое времяпрепровождение.
Когда мы приехали в Москву из Тбилиси, родители хотели отправить меня в какую-нибудь музыкальную школу. Они знали, что существует школа Гнесиных, но им казалось, что это «мекка» для гениев. Поскольку они не были музыкантами, они не понимали, есть ли у меня перспективы. Но потом я как-то поиграл на пианино в гостях и меня попросили отвести к педагогу как раз из гнесинки. Педагог меня послушала, посоветовала поступать в школу и позже стала очень близким человеком. В общем, я не решал стать музыкантом, это было очень органично для меня.

Было ли такое, что ты очнулся и понял: «Я — кинокомпозитор»? Ты хотел им стать, так вышло, или это вектор жизни, осознание которого пришло со временем?

Я очень поздно начал писать музыку и долгое время был исполнителем, играл на фортепиано и ударных. Обычно, если у людей есть такая предрасположенность, они её проявляют в раннем возрасте вместе с общими музыкальными способностями. У меня этого не было. Писать музыку стал только в последнем классе школы, делал эксперименты в роке, разных жанрах (стыдно вспоминать). Параллельно я начал учиться в консерватории, продолжая академическую линию образования. Получилось, что я существовал в двух разных музыкальных мирах. В этой ситуации кино показалось мне местом, где можно всё объединить.
Кино очень демократично к музыкальным жанрам. Там можно побыть академистом, побыть рокером или электронным музыкантом. Все это может быть уместно. Мне нравилась эта степень музыкальной свободы.
А ещё я изначально любил киномузыку и кино. Но момента, чтобы я проснулся и осознал себя кинокомпозитором не было! (смеется). И честно, у меня до сих пор смешанные чувства каждый раз, когда я вижу свою фамилию в титрах. Академическая закалка, согласно которой после слова «композитор» должна быть фамилия масштаба Малера, до сих пор живет во мне.
Поэтому строка Композитор Дмитрий Селипанов пока выглядит не так убедительно! (смеется).

Расскажи о своей первой композиторской работе в кино. Как нашел заказчика?

Я нашел заказчика, используя поиск во Вконтакте. Тогда я ещё состоял в этой сети. Отфильтровал людей по институту, выбрав ВГИК, и по факультету — «режиссура». В результате у меня возникли десятки страниц людей, которые заканчивали режиссуру во ВГИКе. И вот всем этим несчастным людям я стал писать скучные письма о том, что я композитор и хочу что-нибудь написать для фильма.

Ты отправлял какое-то портфолио?

Портфолио, в нынешнем моем представлении, это нельзя было назвать. Но да, это был какой-то набор музыкальных композиций, которые я отправлял и сопровождал текстом. И как это обычно бывает, 95% не ответили, 4% ответили «спасибо, всего доброго», и 1% людей проявил интерес. Среди них была Настя Тарасова. Настя как раз делала свой режиссерский дебют (документальный фильм «Безработные») и в этот самый момент она искала музыкальное решение для своего проекта. Мы договорились о встрече, я очень хорошо её запомнил. Мы встретились на большой Никитской в «Квартире 44». Настя тут же заказала себе большое пиво. Я подумал: «Ничего себе, я эту встречу совсем иначе представлял!». Но на самом деле это очень располагало. Мы с ней очень подружились и в дальнейшем сделали многие ее фильмы. Она прекрасный документальный режиссер. Вот это и было моей первой работой. Когда люди спрашивают «Как получить первый проект?», я очень часто рассказываю эту историю. У меня не было никаких контактов в индустрии. По-моему, интернет дает возможность, при определенном упорстве, найти себе заказчиков.
95% не ответили, 4% ответили «спасибо, всего доброго», и 1% людей проявил интерес.

Какие сейчас ощущения от своей первой работы?

На данном этапе, это выглядит как первые пробы пера. Там есть неплохие музыкальные идеи, которые я не очень умел оформить в плане аранжировки и сведения. Но прелесть этой ситуации заключается в том, что для тебя это первый проект, и для твоего режиссера это тоже кинодебют, поэтому вы вместе учитесь и одновременно экспериментируете. И может быть из-за того, что у вас нет за плечами десятков фильмов, вы можете придумать что-то, что немного выходит за рамки стандартных решений. Вы не ограничены багажом и опытом. Опыт имеет двоякий эффект: с одной стороны, ты учишься что-то делать хорошо, с другой, ты начинаешь прибегать к похожим схемам. На тот момент мы были молодые и довольно смелые. Ты пишешь и не осознаешь, что это плохо звучит. Тебе кажется, что это великолепно!
Это вообще самый счастливый период в творчестве любого композитора — начало пути. Все, что ты напишешь, кажется тебе великолепным. Каждое сочетание нот — откровение!
Такого периода у меня больше никогда не было. По мере того, как я взрослел и обретал знания, мне казалось, что я все хуже и хуже, как музыкант (смеется).

Как справиться с томительным ожиданием первого отклика?

Многие люди психологически ломаются на отсутствии фидбека от мира. Ты что-то шлешь, а ничего не возвращается. Никто не отвечает, никто не дает советов. Твои письма улетают в бесконечность. Этот период самый тяжелый, но он необходим, и его надо пережить. Он может длиться долго, и это могут быть сотни писем. Но не надо ждать быстрых результатов.
Пока ты пишешь все эти письма и ждешь, что в твоей жизни, наконец, случится проект, продолжай оттачивать свое ремесло, расти профессионально каждый день.
Этот этап нужен, потому что в специальности, по большому счету, должны остаться только люди с крепкой психикой. Индустрии не нужны люди, которые при возникновении проблемы сразу сдаются. А проблем будет много.

Как ты вышел на такие крупные проекты, как «Лёд»?

Я начал взаимодействовать с Ильей Лукашевым, с которым познакомился вообще случайно, находясь в довольно мрачной точке своей профессиональной жизни. Уже очень много сил было вложено и практически никакого результата не было. Огромные перерывы между заказами, телефон просто не функционировал. Я пошел на бесплатный семинар Василия Филатова про звук в кино. Это вообще не моя специальность, я пошел просто, чтобы куда-то сходить. После семинара я подошел к Васе, мы перебросились парой слов, прониклись взаимной симпатией. Мы виделись ещё несколько раз и через какое-то время он познакомил меня с Ильей Лукашевым.
Илья мне сразу ужасно понравился, и мне показалось, что он очень крутой звукорежиссер.
Я стал пытаться ориентировать на него свои проекты. Таких проектов на тот момент почти не было, но я помню один, где надо было написать музыку к короткометражному научно-фантастическому фильму. Там было очень мало денег, я всё потратил на музыкантов (струнный квартет) и что-то совсем маленькое заплатили Илье. То есть у меня гонорара вообще не было, если не ошибаюсь. На самом деле, одной из мотиваций было желание просто посидеть и посмотреть, как Илья работает. Вот так, постепенно, возникали проекты, которые мы делали с ним вместе. Комната, в которой мы работали, фактически принадлежала Антону Беляеву, и он в ней периодически возникал в свое свободное время. Антон мог что-то послушать, часто давал советы. Я так понял, что ему нравилось то, что он слышал. Через какое-то время он предложил мне попробовать написать оркестровки для Therr Maitz, по-моему, так мы с ним и начали сотрудничать. Я написал оркестровки, они оказались неплохие и понравились Антону. Их записали и начали исполнять на концертах группы. Я параллельно продолжал свою работу в кино. В какой-то момент Антон сделал фильм-мюзикл «Голоса большой страны», о котором он старается не говорить (смеется), и у него начали возникать новые заказы по линии кино. Одним из них был «Лёд». Тогда он просто пришел ко мне и сказал «давай делать вместе». Я с радостью согласился.

Какая длинная цепочка событий!

Большинство людей ждут, что все очень быстро должно в их жизни произойти. На самом деле это годы. Интересен не результат, а процесс. Если ты не получаешь удовольствие и не чувствуешь себя полноценно в самом процессе, то ты в нем не выживешь.
Результаты могут быть отложены на очень большую дистанцию вперед. Если ты все время ждешь какой-то подпитки от внешнего мира, это будет очень тяжелый путь.
По хорошему, полноценно себя нужно ощущать от того, что ты просто пишешь музыку, вот и все. Все остальное - это уже последние 20% счастья, но 80% надо уметь получить в процессе, потому что иначе это просто каторга психологическая. Ну в смысле сдохнешь реально, не выживешь! (смеется)

Для саундтрека к фильму «Лёд», вы ездили записывать оркестр в Прагу. Почему не в России?

Мы хотели записать лучше, но я не могу сказать, что по качеству исполнения была какая-то невероятная разница с тем, что бывает здесь. В частности, струнники вполне соответствовали нашему уровню. Мы работали с пражским оркестром «Метрополь». Был составной процесс записи. Мы писали отдельно струнные, отдельно медь в другой день. Реальную разницу я ощутил, оказавшись на Abbey Road.

Расскажи, есть какой-то алгоритм работы над фильмом? Или на каждом проекте все зависит от режиссера и продюсеров? Есть ли у тебя четкая структура работы?

Да, она есть. И конечно, многое зависит от режиссера и продюсеров. У них может быть свой особый план, но как правило, сначала проходят встречи, на которых обсуждается общий характер музыкальных решений, следом идет встреча, на которой проходится весь фильм, обсуждается каждый музыкальный кусок и создается некий план, большой файл с тайм-кодами — это самая скучная часть работы, но без неё можно утонуть в огромном количестве материала. Когда этот этап пройден — придумываешь главную музыкальную идею. Этот может быть главной темой или иным музыкальным решением к фильму. Я смотрю весь фильм один раз, потом хожу какое-то количество дней и думаю, как это все выразить в музыкальной теме. Или что нужно выразить в музыкальной теме, а потом как это сделать. Это самый сложный процесс, потому что это в чистом виде творчество. Ремесла здесь почти никакого нет.
Тебя не спасут никакие умения, если в твоей голове не родится хороший художественный образ.
Это может произойти сразу же, может произойти через несколько дней, через неделю.

Расскажи про тему фильма «Лёд»!

В фильме очень много разных событий: есть любовная линия, драматические события, масштабные спортивные ивенты, интимные сцены. Каким-то образом это необходимо привести к суммирующей интонации. Какое-то количество дней я ходил и пытался все это редуцировать до самого маленького своего выражения. Я понял, что это фильм про маленькую одинокую девочку с большой мечтой. Она сирота, но у неё есть мечта, которая ведет её по жизни. И где бы она не оказалась, это то, что её идентифицирует и развивает арку фильма. (разбор темы на канале Дмитрия «Двойная доминанта»)

А если не получается написать тему?

Для одного из последних фильмов, я написал, кажется, штук 10 вариантов тем, которые не нравились ни мне, ни режиссеру. Только в самом конце я все таки написал ту самую, которая попадала в фильм. Это реально тяжело и тоже надо уметь пережить.
Каждый день, приходя на работу и понимая, что ты облажался в предыдущий день, надо уметь ввести себя в творческое состояние.
В этот момент уже копится напряжение, связанное с тем, что у тебя не получается один раз, второй, третий. Я могу писать музыку в любом состоянии, но для того, чтобы написать действительно удачную тему, надо все это отбросить и вернуться в творческому началу, о котором я сказал ранее. Руки не вывезут тебя!

Тема готова! Что дальше?

Если повезло, и этот этап принес тебе хорошую тему, то ты, руководствуясь составленным планом, начинаешь писать и наполнять фильм музыкой. Начинаешь думать, где главная тема себя проявит, какая у неё будет драматургическая арка, как она будет развиваться, как будут развиваться персонажи. Составляешь музыкальную историю из всего этого, пишешь конкретные эпизоды. Потом все это утверждается, получаешь фидбек. Какие-то вещи необходимо переделывать. Ты возвращаешься в начало, чтобы что-то изменить. Это достаточно скрупулезный, долгий процесс, но когда это, наконец, утверждено, и всем все нравится — ты печатаешь ноты и идешь на запись. Потом сидишь на сведении, руководишь процессом. Потом забираешь «Золотого орла» (примечание Полины Урсу).

Дима, какой совет пригодился бы тебе 10 лет назад?

Мне было одиноко и казалось, что так тяжело это дается только мне. Что такой полный игнор от вселенной — это какая-то уникальная ситуация. В моем окружении не было никого, кто бы шел этим путем. Я действительно пообщался с Артемьевым, но сравнить наши с ним жизненные ситуации на тот момент было невозможно. Поэтому какого-то опытного коллеги, который прошел через все это, у меня не было рядом.
Мне казалось, что я делаю что-то не так, что проблема во мне, в моей музыке. Я много себя по этому поводу терзал. Но надо понять, что это нормально.
Конечно хорошо быть недовольным своей музыкой, потому что это стимул для развития. Но медленный отклик вселенной — это не всегда свидетельство того, что что-то не так с тобой. Просто количество ещё не переросло в качество. Может надо постучать не десять раз, а пятьсот, и на пятьсот первый раз сработает. А может быть, пока ты будешь пятьсот раз стучать, ты вырастешь и превратишься в такого монстра написания музыки, что вдруг все повернутся и поймут, что ты самый крутой в принципе из всех, кого они знают. Ты вошел в индустрию уже королем, а не каким-то неопытным мальчиком (смеется). Совет в итоге такой: психологически пощадить себя.

Продолжение следует…


Связаться с Димой можно в соцсетях: Facebook, Instagram


Полина Урсу для WaveForum



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией