ЛЮДИ ИЗ ИНДУСТРИИ

«Монетизация музыки должна стать еще более технологически прозрачной»

Интервью с Ильей Лагутенко (Мумий Тролль)
ЛЮДИ ИЗ ИНДУСТРИИ
«Монетизация музыки должна стать еще более технологически прозрачной»
Интервью с Ильей Лагутенко (Мумий Тролль)
«Тот, кто говорит, что музыкант должен заниматься только музыкой,
желает музыканту скорейшего забвения»
Уже 2-го марта для российских музыкантов откроются виртуальные двери онлайн-резиденции PSV Bootcamp, которая состоится на базе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). Уникальное в своем роде мероприятие при поддержке ИМИ организовывают два человека: Дэвид Макфадьен, профессор UCLA, основатель проекта Far From Moscow, и лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко.

Несмотря на плотный график, Илья согласился дать нам интервью — конечно же, о создании и продвижении музыки :) Вопросы в лучших традициях WaveForum задавала наша гуру контента Елена Ракша.
О том, как Илья создает свои песни, чем должен заниматься музыкант и как выстроить здоровый музыкальный рынок в России — читайте далее.
«Если я не уверен, что мое сочинение логично завершено в моем собственном понимании, то я его никогда не публикую»
Здравствуйте, Илья! Спасибо, что смогли уделить время. Наша аудитория это начинающие и опытные представители самых разных профессий музыкальной индустрии. И конечно, им в первую очередь интересно все, что связано с созданием музыки. Поделитесь своим опытом?
Самое очаровательное здесь, что я сам до сих пор задаюсь этим вопросом. Некоторые учатся этому специально. Кто-то идет по зову своих эмоций, кто-то совмещает разные подходы, кто-то делает это исключительно ради карьеры, а для кого-то это хобби. Миллион разных путей, по которым можно идти, и каждый будет правильным.

Мне всегда было интересно сочинять песни в классическом формате «куплет-припев, проигрыш», но на моей памяти он постоянно видоизменяется. Что-то продиктовано меняющимися вкусами аудитории, а что-то меняет персональный опыт автора.
Как вы создаете свои песни? Это спонтанная ловля вдохновения или скорее методичное конструирование? Сколько песен уходит в мусорную корзину, а сколько доходит до слушателя?
Я люблю спонтанную ловлю, но часто сталкиваюсь и с конструированием. В моем случае это все же не методичное склеивание согласно инструкциям и трендам, а желание объединить разрозненные идеи в нечто большее и значимое. Я могу услышать мелодию в голове, и потом пытаюсь подбирать ее на инструменте. А могу просто бряцать на гитаре или пианино, зацепиться за какой-то звук или прогрессию аккордов и «плясать» оттуда. Еще мне нравится сочинять в компании, когда есть несколько голов одновременно.

Я люблю просто писать текст. И люблю также «вживлять» тексты других в музыку.

Единственное, что я для себя определил: если я не уверен, что мое сочинение логично завершено в моем собственном понимании, то я его никогда не публикую. Может, я вернусь к нему позже. А может, и никогда.
«Приходит вдохновение — пишется. Не пишется — ну и ничего»
Что для вас главное в создании песни?
Если не надо мучительно долго вспоминать, как петь и играть песню после того, как ты ее написал — значит, хорошая песня получилась.
Где и в чем находите вдохновение? Случалось ли вам выгорать, разочаровываться, впадать в творческий застой? Как вы с этим справляетесь?
Я никогда не ставил самоцелью постоянный процесс создания песен. У меня за все эти несколько десятков лет накопилось только завершенных и зарегистрированных произведений несколько сотен. И еще, наверное, столько же в «подвешенном» состоянии. Так что материала хватает. Многие наши слушатели даже не в силах все это переварить.

Я никогда не попадал в ситуацию, когда я был «должен» альбом звукозаписывающей компании. Поэтому в моем случае это разговор с самим собой. Приходит вдохновение — пишется. Не пишется — ну и ничего.

Думаю, многие разочаровываются, когда их творческие стремления не совпадают с ожиданием слушателей. Но в этом отношении я очень «толстокожий». Так сложилось, что мои подходы, манеры сочинительства и исполнения изначально расходились с общепринятыми на тот момент. Я ничего не мог с этим поделать. Просто у меня не хватало профессионализма подстроиться. Поэтому я «забил» на мнения.

Это легко, конечно, сказать, когда твои песни становятся вдруг эдакими «символами поколения» или что-то типа того. Но именно эти постоянные противостояния, «отрицания» и «почитания» позволяют тебе действовать дальше и разогревают творческие амбиции.
В одном из интервью вы сказали, что становитесь «цифровым диссидентом» в том, что касается музыки. Аналоговая аппаратура, запись альбомов на пленку, живые инструменты, винил... С чем связан такой выбор? Это идеологическое, или все дело в саунде, который дает аналог?
Мне действительно нравится не только звучание, но и весь «обряд» прослушивания аналога. Мне нравятся конверты пластинок, мне нравится аппаратура и лампочки на ней. Это такое эстетическое наслаждение.

Мы собираемся всей семьей с детьми играть в настольные игры, я включаю грампластинки и мы по очереди их переворачиваем. У такого подхода есть ограничения по бюджету на аппаратуру и количеству произведений в твоем распоряжении. Но это моя жизнь. Некоторым нравится кроссовки собирать или сервизы, брошки или автомобили.

В группе «Мумий Тролль» все музыканты — фанаты музыкальных инструментов. Даже если на некоторых мы не можем играть, все равно интересно, как они звучат.
Группа «Мумий Тролль»: Александр Холенко, Артем Крицин, Павел Вовк, Илья Лагутенко
Фото: Тимофей Колесников
— Как глубоко вы вникаете в процесс продакшена? Какие вопросы в создании песен решаете всегда вы, а какие команда? Последнее слово всегда за вами?
Последнее — за мной. Эдакая роль главного продюсера. Я бы и переложил эти решения на кого-нибудь другого, но за все время жизнь не свела меня с таким человеком. У каждой песни есть последующая история, и если что-то не получится, то в ответе за все я. И чтобы я не мог сказать: «Все не получилось, потому что условный "Вася" так решил, и я послушал его, а надо было по-другому».
Я уже знаю, что если что-то не нравится, то лучше не пытаться с этим смириться, а сразу переделать.
По каким критериям выбираете студию звукозаписи?
Раньше по бюджету. Теперь по качеству предоставляемых услуг. И по уюту. Это невозможно объяснить, это очень личный подход коллектива.
Что для вас приоритетно во время записи: чистое и точное исполнение или эмоциональный посыл? Есть ли место экспериментам?
Эксперименты — на первый план. Так как чистое исполнение можно довести до блеска и дома. Как говорит наш гитарист Артем, «погонять» достаточное количество раз.

Мне нравится привлекать к записи и случайных людей, которых карьера никак не связывает с Мумий Троллем. В таком подходе всегда есть момент неожиданной искры!
«Фанатичная вера в собственный концепт помогает музыкантам в долгой перспективе»
Как вы считаете, нужно ли молодёжи заморачиваться качеством звучания или на первых порах песня важнее продакшена?
Как говаривали старые советские музыканты-шутники: «Хорошую песню аранжировкой не испортишь». Тут я с ними полностью согласен. Уникальный продакшен останется незамеченным при отсутствии хорошей песни.
Вы как-то говорили, что одобрение публики никогда не было вашей целью. Какая же должна быть цель у музыканта, что является движущей силой?
Я не знаю. Определенно, одобрение публики — плюс к моральному состоянию на текущий момент. Но мне кажется, фанатичная вера в собственный концепт помогает музыкантам в долгой перспективе. Пережить свое время. А это оказывается гораздо ценнее.

Есть такое определение — «культовый» музыкант. Я думаю, их влияние на отдельных слушателей управляет общим прогрессом. Это может звучать чересчур напыщенно, но по факту это так.
«Все, что было у меня в детстве — это четкое понимание того, что у моей "игры в рок" нет принципиально никаких перспектив»
Сейчас часто говорят, что музыкант должен заниматься только музыкой...
Тот, кто говорит, что музыкант должен заниматься только музыкой, желает музыканту скорейшего забвения. В наше время ты должен понимать и административные процессы, и технологии соцсетей, быть дизайнером, водителем и промоутером себя одновременно. А в российских реалиях это еще и актуальнее, чем где-либо. Исторически нас не учили платить за музыку. То есть, даже за несчастный капустный салат в столовой ты обязан платить, а вот за песню — нет.
Монетизировать творчество на региональных рынках очень сложно. В наше время быть музыкантом значит, что ты должен быть отважным и полным самоотдачи.
Вы немало времени, сил и средств уделяете поддержке молодых музыкантов. Фестиваль V-ROX, кураторство других международных фестивалей и участие в разных мероприятиях. Почему это для вас так важно? Есть ли в этом отголоски «голодной» юности, желание дать начинающим артистам то, чего не было в начале у вас? Или это стремление что-то изменить в музыкальной индустрии в целом?
Все, что было у меня в детстве — это четкое понимание того, что у моей «игры в рок» нет принципиально никаких перспектив. Удивлением стало, что, оказывается, все может перевернуться с ног на голову. И не один раз.

Более того, именно популярная музыка может стать языком общения и катализатором роста. Поверьте мне, я много отработал по профессии — переводчиком с китайского. Пытался помогать, чтобы люди с разными менталитетами смогли сделать что-то полезное вместе. Я изучал на практике, как фестивальные движения могут поднять экономику отдельно взятого места. Музыка — неотъемлемая часть креативной индустрии. Именно музыканты и художники формулируют образ будущего, даже иногда не подозревая об этом.

Вы можете посмеяться, но вот смотрите: довольно непопсовая певица, известная как Граймс, родила ребенка Илону Маску, и «Тесла» стала самой дорогой автомобильной компанией мира. А?
Фото: Stan Magoni
Как думаете, чего сейчас не хватает музыкальной индустрии? Что нужно, чтобы выстроить здоровый музыкальный рынок?
В здоровом теле — здоровый дух. Конечно же, монетизация музыки должна стать еще более технологически прозрачной. Все без исключения методы монетизации онлайн-сервисов находятся под жесткой критикой музыкантов. Все алгоритмы работают на компании, а не на музыкантов. Это вопрос и к бизнесу, и к государству.

Музыкальное образование — в массы, с детства. Причем чем разностороннее, тем лучше. Экспортные программы в расширенных масштабах. Воспитание уважения к творчеству на всех уровнях... Только начал перечислять, и уже понимаю, что это какая-то непосильная задача (горько смеется).
Уже в марте стартует новое событие, которое вы запускаете совместно с фондом Pacific Sound & Vision онлайн-резиденция PSV Bootcamp. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом кэмпе. Какие перспективы он может открыть для участников?
В сотрудничестве с университетом UCLA и самым большим онлайн-ресурсом музыки с постсоветского пространства Far From Moscow мы подготовили программу для музыкантов, которые хотели бы расширить свое присутствие на западных рынках. Программа амбициозная, в Америке такие стоят по несколько тысяч долларов, но при этом совершенно бесплатная для российских музыкантов.

Если хотите попробовать написать глобальный хит вместе с авторами из США, разобраться в вопросах менеджмента и финансов музыкального рынка, узнать о специфике композиции музыки для западных сериалов и кинофильмов, представить свое творчество, то вам — сюда!*
*Заявки принимаются до 20 февраля 2021 включительно. В программе онлайн-резиденции три курса по трем направлениям: сонграйтинг, менеджмент и синхронизация. Все курсы бесплатные. Стоит поторопиться. :)

Илья Лагутенко (Мумий Тролль) для WaveForum


Фото обложки: Тимофей Колесников



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией